Ливневка дорожного полотна монтируется на стадии строительства. Проектируется в соответствии с двумя нормативными документами. СП 32.13330.2012 регламентирует критерии выбора наружных канализационных систем для водоотведения с дорог. В СНиПе 2.05.02-85 указаны все категории автотрасс. Отводить дождевую и талую воду необходимо с напряженных магистралей и шоссе общего назначения. Без дренажной системы возможно подтопление, вспучивание и размыв полотна. По наружным каналам поверхностные стоки направляются на низинные свободные участки для впитывания в почву, канавы, водоемы или в коллекторы очистных сооружений.
Составляющие инженерных систем
Эффективность систем отвода поверхностных вод после сильных ливней и паводков зависит правильного выбора комплектующих. Для ливнёвки на дороге используют несколько элементов:
-
лотки, укомплектованные решетками и крепеж к ним;
-
трубы для подземной прокладки под дорожным полотном, вдоль него;
-
пескоуловители, снижающие риск образования засоров, песчаных пробок;
-
точечные дождеприемники (их устанавливают в местах скопления воды).
Комплектующие образуют линейные и сетевые разветвленные контуры
Типы водоотводных каналов
По способу сбора стоков системы делятся на три группы:
-
Открытые водоотводы автомобильных дорог – самые простые и экономичные. На участках с уклоном они представляют собой каналы из каскадов широких желобов вдоль шоссе. Форма и размеры желобов зависят от рельефа, других ландшафтных особенностей. На прямых трассах дорожное покрытие укладывается с небольшим односторонним или двухсторонним уклоном до 4 мм. По обочине монтируют готовые бетонные водоотводные лотки с решетками класса прочности не ниже D400. При проектировании рассчитывают гидравлическое сечение канала, высоту слива дождеприемников, угол наклона желобов для самотечного отвода осадков. На многополосных магистралях водоприемные лотки также устанавливают в центре полотна. Центральный канал через определенные промежутки соединяют с прикромочным. При необходимости проектируется нестандартный уклон.
-
Закрытая система водоотведения дорог монтируется при обязательной очистке сточных вод от нефтепродуктов. Глубинный дренаж необходим в городской черте и на промышленных объектах, где велика вероятность загрязнения снега, дождевой воды. Трубы укладывают на песчано-гравийную подушку. Глубина укладки зависит от уровня залегания грунтовых вод и промерзания почвы. Рекомендуемый уклон – 3 мм на метр относительно накопительного резервуара или коллектора очистных сооружений.
-
Смешанная ливневая канализация автомобильных дорог в городе и промзоне нередко объединяет отдельные элементы открытых и закрытых систем. При таком подходе удается выполнить установленные требования и сократить строительные расходы. Желоба эффективны на небольших уклонах, протяженных участках шоссе.
На сайте Vodootvodoff.ru большой выбор комплектующих для обустройства ливневки вдоль дороги. Можно подобрать элементы для систем любого гидравлического сечения и класса нагрузки. Организована доставка товаров по территории России.